16 Июня 2024 , Воскресенье

Линия рециркуляции АЗС

Линия рециркуляции - комплекс оборудования для циркуляции паров нефтепродуктов АЗС

Линия рециркуляции АЗС - это комплекс специального оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливных и наливных операциях - согласно СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", а именно п.3.22. В этом своде правил прописаны необходимые требования к данной линии. На линии рециркуляции на АЗС происходит улавливание паров топлива - бензина ил дизеля при заполнении топливом резервуаров, при сливе топлива,  а также улавливаются пары при заправки автомобиля.

Так в п.7.26. прописано "При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ, указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:

  • перед узлами подсоединения ее к АЦ и резервуару должны быть установлены огнепреградители.
  • конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке;
  • линия рециркуляции должна быть оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса;
  • если рециркуляция паров топлива осуществляется при перекрытом трубопроводе линии деаэрации резервуара, технологическая система должна быть оборудована системой автоматического непрерывного контроля за давлением в ее паровом пространстве. При использовании дыхательного клапана на трубопроводе линии деаэрации резервуара с давлением срабатывания, превышающим давление срабатывания обратного клапана линии рециркуляции (рециркуляция осуществляется без перекрытия трубопровода деаэрации), указанную систему контроля допускается не предусматривать;
  • между узлом подсоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуару рекомендуется, а между узлом подсоединения к АЦ и этим трубопроводом следует устанавливать запорную арматуру;
  • участки трубопроводов линии, расположенные в свободном пространстве технологических шахт, не должны иметь разборных соединений.

В пункте 7.27.СП 156.13130.2014 указано, что при наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в резервуар, указанная линия должна удовлетворять следующим требованиям:

  • в местах присоединения трубопровода линии рециркуляции к резервуарам и к топливораздаточным колонкам должны быть установлены огнепреградители и обратные клапаны. Если огнепреградитель и обратный клапан входят в конструкцию ТРК, их дополнительную установку перед ТРК допускается не предусматривать;
  • обратные клапаны должны открываться давлением паров в трубопроводе линии рециркуляции, создаваемым насосом откачки паров топлива, и герметично закрываться при обесточивании указанного насоса;
  • на трубопроводе рециркуляции перед огнепреградителем, расположенным на резервуаре, а также перед ТРК должна быть установлена запорная арматура. Если указанная арматура входит в конструкцию ТРК, то ее дополнительную установку допускается не предусматривать;
  • участки трубопроводов линии рециркуляции, расположенные в свободном пространстве технологических шахт, не должны иметь разборных соединений.

Как работает система рециркуляции паров на АЗС
При сливе бензина в резервуары используется принцип «возврата паров». При этом, для линии рециркуляции паров бензина при сливе топлива в резервуары из автоцистерны (АЦ), к объединенной дыхательной трубе подключается шланг, который вторым концом подключается к АЦ. Трубопроводы линии рециркуляции присоединены к ТРК и к резервуару хранения бензина с наименьшим октановым числом. Пары бензина из резервуара возвращаются в АЦ, что в значительной степени позволяет улучшить экологическую обстановку. Запорная арматура на муфте предусмотрена самозакрывающейся если шланг разъединиться с АЦ. Огневой преградитель и клапан предусмотрен самозакрывающимся после окончания слива на АЦ. Таким образом, обеспечивается рециркуляция паров топлива по замкнутому контуру, без выхода в окружающее пространство.